Создание гармоничных, полных взаимопонимания отношений собаки и человека является залогом полноценного психического развития собаки и, в некотором смысле, является залогом отсутствия серьезных сложностей и стрессовых состояний в этих отношениях. Ни для кого не секрет, что отношения человека и собаки строятся на возникновении обоюдной привязанности и схожих социальных потребностях и стереотипах. Но, конечно, мы пониманием, что на стороне собаки присутствует изначальная неприспособленность и, в самом общем виде, зависимость от человека и семьи, в которой она живет.
Принимая решение заводить собаку, человек одновременно принимает решение выступать в качестве наставника для собаки и проводника в нашем сложном человеческом обществе. Уровень приспособленности собаки, конечно, определяется тем, насколько успешно и эффективно человек объясняет собаке нормы и правила жизни в нашем обществе.
Одним из главных препятствий в этом процессе, которое по моим наблюдениям в той или иной степени возникает практически в каждом партнерстве между собакой и человеком, является тревога и страхи хозяина. Спектр тревог и страхов может быть достаточно широк и может быть связан с различными факторами и аспектами взаимоотношений с собакой, начиная от страхов непредсказуемости поведения собаки, заканчивая тревогой за саму собаку, которая попадает в такой опасный и сложный мир.
Одним из ключевых факторов полноценного развития собаки и ее приспособленности к антропогенной среде является, вопреки бытующему мнению, не дрессировка и подчинение собаки, а наоборот, развитие интеллекта, инициативности и самостоятельности ее поведения. Лишь в том случае, когда собака способна понимать смысл ситуации и имеет огромный арсенал различных вариантов поведения в разных ситуациях, она способна поступить правильно и безопасно для себя и окружающих даже в отсутствии руководства со стороны хозяина.
Самостоятельность собаки, как правило, вызывает большую тревогу у ее владельцев. И чаще всего средством снижения этой тревоги становятся попытки достичь полного контроля над действиями собаки. Этот контроль, который обычно достигается излишней дрессировкой и методами физической невозможности, не позволяет научить собаку правильному поведению, особенно в отсутствии хозяина.
Также, очень важно учитывать, что часто мы неосознанно, в силу большой тревоги прибегаем к психологическим средствам воздействия на самостоятельность собаки – внушая ей чувство собственной незащищенности и большой опасности окружающего мира (особенно часто подобную тревогу мы испытываем в отношении маленьких собак и щенков). Примерами подобного рода психологического воздействия могут быть всем знакомые ситуации встречи маленькой собаки или щенка с более крупными сородичами, ситуации испуга самой собаки, общее чувство тревоги хозяина по поводу самостоятельных передвижений собаки на улице (без поводка или даже на длинном поводке). В этих ситуациях мы часто демонстрируем свой испуг собаке: «Осторожно», «Беги ко мне скорее», «Скорей на ручки», «Не ходи туда, упадешь», «Не нюхай эту гадость» – эти слова, произнесенные быстро, громко, на высоких тонах, являются понятными для собаки сигналами опасности. Испуг, который демонстрирует хозяин в различных ситуациях и который на самом деле не связан с реальной большой опасностью, показывает собаке, что на самом деле случилось что-то значительное и страшное. При этом, как только собака оказывается на руках у хозяина или рядом с ним, хозяин расслабляется и успокаивается. Это состояние хозяина любая собака прекрасно понимает по качеству прикосновений, по громкости голоса, по частоте дыхания и т.д. Собака учится тому, что быть самой по себе – плохо и страшно, быть в телесном или близком контакте с хозяином – хорошо и спокойно.
Подобное нарушение развития самостоятельности и формирование чрезмерной зависимости оказывает огромное влияние на общее развитие собаки, снижает ее способность противостоять стрессам, формирует заниженную самооценку и таким образом очень часто приводит к огромному спектру проблем: начиная от проблем с туалетом и заканчивая тяжелейшими хроническими стрессами. Безусловно, в любом вопросе важна мера и развитие самостоятельности собаки должно происходить изначально в максимально безопасных и свободных условиях. Какой бы умной и развитой собака не была, мы вряд ли станем учить ее самостоятельному переходу оживленной трассы. Но, каким бы тяжелым и опасным не был наш мир, обучение собаки самостоятельному выбору решений в различных ситуациях становится необходимостью.
Борьба с подобной тревогой и страхами – это тяжелейшая работа хозяина, возможно, сравнимая с борьбой родителя, ребенок которого учится ходить или самостоятельно добираться в школу. Эта тревога – показатель нашей огромной любви и привязанности к собаке и как любой любящий человек мы всегда стремимся оградить тех, кого мы любим от опасностей. Но так или иначе, я думаю, что мы должны отпускать своих собак из под «подола юбки» для того, чтобы дать им возможность совершить свои ошибки, которые мы всегда поможем им исправить.
И в заключении мне хотелось бы сказать, что каждый читатель наверняка будет понимать степень самостоятельности собаки по-разному. Для кого-то эта самостоятельность будет заключаться в том, чтобы дать собаке возможность отойти от хозяина на прогулке на 2 метра, а для кого-то отпустить собаку в городе гулять без поводка по оживленным улицам. Мне хотелось бы, чтобы мы понимали самостоятельность собаки не как физический феномен или отсутствие или наличие контроля, а как психологический фактор развития собаки. Он всегда очень индивидуален и зависит от семьи, собаки, ее возраста и ситуации, в которой мы находимся.
С наилучшими пожелания, Ушакова Лидия,
зоопсихолог, психолог-консультант, кинолог,
автор и идеолог Гуманистической Зоопсихологии