Гуманистическая зоопсихология. Приенение на практике.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Гуманистическая Зоопсихология.

Зоопсихология, как наука о психике животных, и кинология, как наука о собаках в частности, в настоящее время переживают довольно серьезный кризис и глобальный пересмотр теоретических оснований и прикладных принципов работы.

Это связано с тем, что с начала 90х годов ХХ века в нашей стране отношения собаки и человека претерпели огромные изменения. Собаки, которые раньше в большей степени использовались как инструмент помощи людям (охранник; пастушья, охотничья, служебная собака и т.д.), в современном мире все чаще становятся, по мнению самих владельцев, друзьями и членами семьи. Люди постепенно отказываются от строго инструментального отношения к собаке и все чаще испытывают стремление завести собаку-друга, чтобы создать с ней близкие, глубокие отношения.

 

Исследование Е.Ю. Федорович и А.Я. Варга [1] показывают, что подавляющее большинство владельцев домашних животных считают их «настоящими членами семьи».
Эти тенденции приводят к глобальной перестройке системы взаимоотношений в семье и изменению общественного мнения, создавая необходимость пересматривать системы воспитания и социализации собак.

 

Постепенно в зоопсихологию приходят новые методики и подходы; проводятся исследования, которые показывают, насколько сложной и многогранной является психическая деятельность собак. Появляются совершенно новые способы построения отношений с собакой, которые не требуют от собаки снижения инициативности и уверенности в себе, как это было раньше, а учитывают потребности и мотивации собаки — как видовые, так и индивидуальные [4, 5, 8].
 

Психология также начинает исследовать эти новые отношения собаки и человека, исследует механизмы построения таких отношений, механизмы «очеловечивания» и психологические функции собаки в семье. В частности, исследования в рамках системной семейной психотерапии рассматривают собаку как элемент семейной системы [1].

 

Большинство подходов, которые сейчас используются в кинологии, к сожалению, по-прежнему ориентированы на систему доминирования и подчинения. Эти подходы были адаптированы в нашу современную жизнь из систем воспитания служебных собак (полицейских и армейских собак). Служебная собака, как инструмент и даже оружие, не имела права на ошибку и, поэтому ее дрессировка и воспитание были ориентированы на «поломку» воли и инициативного поведения собаки. Эта техника используется, как гарант послушания собаки и, соответственно, гарант абсолютного контроля во всех сферах жизни, как в семье, так и в обществе.

 

Если сравнить современные системы воспитания собаки и системы воспитания детей, наверняка, многие нисколько не удивятся, обнаружив, что в самом общем виде они совершенно идентичны по своему отношению к объекту воспитания. Подобные системы воспитания, основанные на давлении авторитета старшего и полного подчинения младшего в виду его зависимости и неприспособленности к жизни, по моему мнению, рождаются по причине сильнейшей тревоги за жизнь и поведение нашего ребенка или собаки в таком трудном и опасном мире. Тотальный контроль и философия «я старше, значит умнее» и «я знаю, что будет лучше для тебя» позволяют создать иллюзию безопасности и эффективности воспитания.

 

Томас Гордон в своей книге «Курс эффективного родителя» описывает методы воспитания детей [2]. Мои наблюдения показывают, что в системе воспитания собаки, выбираемые хозяевами методы, ничем не отличаются от методов воспитания детей, описанных Гордоном.

Два взаимоисключающих подхода:
Оба этих метода основаны на философии доминирования и подчинения, борьбы за власть. Практически каждый владелец собаки, который обращается ко мне за консультацией, произносит: «собака доминирует», «собака села на шею», «ей нужно сразу показать, кто тут главный, иначе сядет на шею», «моя жена слишком много позволяет собаке, поэтому она ей манипулирует и делает, что хочет», «собака обязана подчиниться» и т.д.

Конфликты, которые естественным образом возникают в каждой семье и в отношениях с собакой, как правило, решаются двумя способами: 1) выигрывает хозяин, собака подчиняется, 2) выигрывает собака, хозяин подчиняется. 
И в том, и в другом случае есть победитель и есть проигравший. И, к сожалению, большинство владельцев либо считают, что победителем всегда должен быть хозяин, либо мечутся между двумя этими способами, потому что убеждены в том, что «третьего не дано».

 

Почему метод I далеко не всегда эффективен?
Хозяева, полагающиеся исключительно на метод I, покупают победу слишком дорогой ценой. Этот метод, условно говоря, можно назвать «упал-отжался». Все мы прекрасно знаем, что дисциплина в армии достигается двумя путями: запугиванием и лишением самостоятельности и инициативности. Именно этого добивались военные и полицейские, воспитывая служебных собак.

 

Послушание из страха, на первый взгляд, является очень эффективным, а главное, быстрым способом добиться желаемого поведения от собаки. Но чаще всего цена, которую мы за этом платим, слишком велика. При такой системе воспитания в первую очередь страдают отношения собаки со своим хозяева. Ситуация систематического подавления потребностей и желаний собаки приводит к сильнейшему снижению ее самооценки, снижению самостоятельности и инициативности, и чаще всего приводит к хроническим страхам и фобиям и, так называемому, «синдрому забитой собаки». Собака слушается в «шаблонных ситуациях», но попадая в новую для себя ситуацию, теряется и, чаще всего, ведет себя неправильно, а иногда даже рискует своей жизнью. К счастью, большинство владельцев говорят мне на консультациях, что никогда не хотели, чтобы собака их боялась. Они просто не видели другого способа, чтобы добиться послушания. 
 

Важно и то, что «психология силы» очень часто имеет свои ограничения. В первую очередь это касается ситуаций, когда хозяин не находится с собакой рядом. Если не будет последствий, зачем вести себя так, как заставляет это делать хозяин? Во-вторых, все мы прекрасно знаем, что очень часто сила и скорость собаки превосходят человеческие и, если собака не захочет послушаться хозяина, физических сил у человека не хватит, чтобы заставить ее это сделать.

 

Почему метод II не эффективен?
Что происходит с собакой в том случае, если она всегда побеждает в конфликтах и всегда получает только то, чего хочет она? Совершенно верно таких собак чаще всего называют «избалованными». Собака, которая привыкла всегда получать то, чего хочет она, прекрасно умеет управлять поведением своего хозяина и знает, каким именно поведением добиться желаемого (безудержным лаем, нытьем, «несчастным» видом и т.д.). К сожалению, чаще всего владельцы именно таких собак называют «доминантными» и считают, что подобная ситуация вредит лишь хозяину, а собака-то живет «припеваючи». На самом деле, ничего общего с доминированием и лидерством подобное поведение не имеет. Такая собака просто эгоцентрична и знает способы получения желаемого. Она, как маленький ребенок, который прекрасно знает, что, если устроить в магазине истерику, мама обязательно купит игрушку.

 

Неверно, также, считать, что подобное воспитание вредит только хозяину. В таких отношениях несчастны оба: хозяин, чьи интересы никогда не учитываются и он вынужден постоянно придумывать способы удовлетворения желаний собаки в ущерб своему времени, потребностям, а иногда даже счастью; собака, которая живет в подобных условиях систематически испытывает стресс из-за недовольства и даже гнева хозяина (которые, конечно, часто на нее обрушиваются), из-за отсутствия адекватного и понятного руководства хозяина в критических ситуациях. Такая собака не в состоянии развить в себе терпение и самостоятельность в решении различных жизненных задач, так как

за нее всегда решает хозяин.

 

Очень часто владельцы собак мечутся от способа I к способу II и обратно, так как с одной стороны, не хотят, чтобы собака слушалась только из страха, с другой стороны, не хотят ущемлять и свои потребности и интересы. 
Разработанный мной метод воспитания собак в рамках гуманистической зоопсихологии и на основании синтеза современных подходов зоопсихологии [3,4,5,8] и психологии [6] позволяет использовать в построении отношений с собакой новый метод, основанный на партнерстве двух видов.

 

Ключевой задачей этого метода является формирование доверия и взаимопонимания между собакой и его хозяином. 
Как все мы прекрасно понимаем, собака, к сожалению, не может рассказать словами что ее беспокоит, чего ей не хватает и в чем она нуждается. Но своим поведением и различными сигналами, она всегда нам это показывает [7].

Очень часто проблемы в отношениях начинаются именно тогда, когда хозяин неверно интерпретирует поведение или сигналы собаки и соответствующим образом реагирует на них. Именно поэтому первостепенной задачей метода III (метод «без проигравших» [2]) является обучение владельцев психологии и пониманию другого вида.

 

Владелец собаки, который учится понимать свою собаку, становится более последовательным в своих действиях и требованиях, более терпимым к поведению собаки и более чутким к ее потребностям. Это рождает взаимное доверие, которое приводит к пониманию и хозяина самой собакой. Поведение хозяина становится для собаки предсказуемым, что снижает уровень тревоги и недопонимания.

 

При условии доверия и взаимопонимания, ситуация разрешения конфликтов, которые, так или иначе, всегда сопутствуют любым отношениям, становится не такой сложной и непреодолимой. Когда хозяин понимает, что происходит с собакой, в чем она нуждается, также осознает, в чем нуждается он и даже при условии, что эти потребности или взгляды не совпадают, он всегда можем предложить собаке решение, которое устроит обоих.

 

Пример применения метода III в гуманистической зоопсихологии:
Многим известна проблема, связанная с тревогой собаки в отсутствии хозяев дома. Эта проблема очень распространена и встречается так часто в виду того, что собака, которой от природы не свойственно оставаться одной (без старших членов стаи) действительно испытывает сильнейшую тревогу в одиночестве дома. Таким образом, мы сталкивается с ситуацией конфликта двух партнеров в отношениях: собака не хочет оставаться дома одна, потому что ее это пугает, а хозяин вынужден ходить на работу и по делам и не может оставаться всегда дома с собакой.

 

Применение метода I заключалось бы в том, что поведение собаки в одиночестве (вой, лай, порча вещей и имущества) рассматривалось бы в качестве форм неповиновения и непослушания (а то и доминирования) собаки. Методом борьбы в этом случае стали бы: клетка, электрошокер, подрезание связок, наказание и ругань.

 

Применение метода II заключалось бы в том, что хозяин находил бы возможность (часто в ущерб собственным интересам) оставаться всегда дома с собакой, брать ее на работу и т.д.

 

Метод III основан, во-первых, на верном понимании состояния собаки, ее потребностей, желаний и страхов, что, в первую очередь, полностью исключает любые формы наказания и агрессии со стороны хозяина (если в такой ситуации хозяин наказывает собаку, он наказывает ее за то, что она боится). 
 

Следующим шагом в урегулировании «конфликта интересов» становится поиск, удовлетворяющих обе стороны возможных способов решения проблемы. И очень часто на этом этапе мы должны быть готовы к тому, что найденный способ будет не первым и очень индивидуальным, который подойдет именно этому хозяину и этой собаке.

 

Вот варианты решений, которые помогли в подобной ситуации многим владельцам и их собакам:
- насыщенная утренняя прогулка перед уходом на работу
- поисковые, занимательные игры, которые оставлены собаке на время одиночества
- применение «ритуала расставания», который помогает собаке чувствовать себя более безопасно и уверенно
- оставленные включенными электроприборы на время отсутствия хозяев (телевизор, радио, ночники, музыка и т.д.), которые создают иллюзию присутствия хозяина дома
- музыкотерапия и т.д.

 

Все эти способы, применяемые отдельно и в комплексе становятся ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ хозяина по нахождению взаимоудовлетворяющего способа преодоления сложной ситуации.

 

В том случае, если испробованный способ не срабатывает, мы предлагаем собаке новый, как возможный вариант, который может ей помочь. Ведь в действительности только сама собака знает, что поможет снизить уровень ЕЁ тревоги в одиночестве.

 

При разрешении подобной проблемы, мы приходим к тому, что найденный способ, с одной стороны не ущемляет потребностей ни одной из сторон «конфликта интересов», с другой стороны, помогает сохранить доверие и взаимопонимание в отношениях собаки и ее хозяина.

 

Литература:

1. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье // Вести. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2009. № 1(3). С. 22—35.
2. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Ломоносовъ. 2010. 
3. Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки. Ростов на Дону. Феникс. 2008.
4. Международная академия хороших хозяев http://krivolapchuk.ru/
5. Новая Кинология http://www.dogfriend.org/ivdf/?cynology
6. Роджерс К.Р. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога. 2012, No 1, стр 8-25
7. Ушакова Л.В. Собака, которая все чувствует, или несколько слов об эмпатии https://clck.ru/A6xRm
8. Dognition https://www.dognition.com/

 

 

С наилучшими пожеланиями,
Ушакова Лидия
зоопсихолог, психолог-консультант, кинолог
автор и идеолог гуманистической зоопсихологии