Однажды вечером мне позвонила одна моя близкая знакомая собачница, у которой был большой опыт содержания собак, причем собак самых разных: от подсосных, новорожденных щенков до взрослых и проблемных.
Она позвонила мне и задала вопрос, который я как раз в те дни обдумывала при написании этой статьи. Она спросила: почему у хозяев всегда возникают одни и те же проблемы с разными собаками, такие проблемы, с которыми другие хозяева вообще никогда не сталкиваются? Почему из раза в раз совершенно разные собаки одного и того же владельца грызут «квартиру» и ходят в туалет исключительно дома, а у других владельцев такие проблемы вообще никогда не возникают?
Мой ответ, как мне показалось, ни коем образом ее не удивил, а лишь подтвердил ее собственные догадки: у людей возникают именно те проблемы с собаками, которых они больше всего бояться и которым придают наибольшее значение.
И, поверьте, в этом нет никакой вселенской несправедливости, нет ни кармы, ни судьбы.
Все дело именно в том, что мы БОИМСЯ и придаем большую ЗНАЧИМОСТЬ какой-то проблеме.
Наши эмоции, именно они, в основе своей лежат на пути к гармоничному и счастливому контакту с собакой. И 90% проблем, если не все 100, возникают именно из-за наших эмоций.
Как все мы знаем, собаки с феноменальной точностью умеют «читать» наши эмоции. И в этом, опять таки, нет никакой мистики. Точно также как мы общаемся с людьми посредством речи, собаки общаются друг с другом и с нами посредством языка тела. Их восприятие сконцентрировано на определение мельчайших изменений мимики, жестов, интонаций, потому что это и есть для них «речь», общение.
И действительно, очень многие владельцы эту особенность собачьего восприятия знают и ценят. Не поэтому ли в частности мы так любим наших четвероногих членов семьи? Не за то ли, что они всегда рядом, когда нам плохо, что они, порой как никто другой, могут поддержать?
Но здесь мне придется вас немного разочаровать. Определяют наши эмоции они действительно с феноменальной точностью. Но всегда ли они эти, наши эмоции, понимают – нет! Они делают выводы о причинах нашего состояния исходя из своего, собачьего, мышления, исходя из своей, собачьей, психологии.
Допустим есть человек, чья собака драчлива. Она не любит других собак и каждый раз при встрече с ними проявляет агрессию. Гуляя со своей собакой изо дня в день, он сталкивается с одной той же ситуацией: встреча – агрессия. И вот он в очередной раз гуляя со своей собакой, издали видит потенциальную угрозу их мирной прогулки. И что он делает? Он, предвосхищая ситуацию, предвосхищая будущее (на что кстати собаки не способны), начинает волноваться, незаметно для себя самого он натягивает поводок, крепче сжимает руку. Он может даже заранее начать кричать на собаку: «фу! Нельзя!». Собака естественно чувствует волнение своего хозяина. И тут, казалось бы, верная и преданная, готовая всегда услужить своему хозяину собака, должна понять, что хозяин не хочет, чтобы она так себя вела. Но нет, она снова бросается в нападение. Почему? Да потому что эмоции хозяина, которые она «считала», она интерпретирует по-собачьему. Какой вывод она делает? – Мой хозяин боится этой собаки! А если уж мой сильный, опытный, взрослый хозяин боится, то мне надо бояться, как минимум, раза в два сильнее. А лучшая защита, как говорится, – это нападение.
Задумайтесь о том, сколько раз, предвосхищая какую-нибудь проблему, мы нервно бросается взять собаку на поводок или громко кричим ей что-нибудь. Задумайтесь о том, как часто, стараясь заранее пресечь какие-либо проблемы в будущем мы предпринимаем какие-то шаги, совершенно непонятные собаке в настоящем.
Поверьте, любая проблема, к которой вы относитесь излишне эмоционально, закрепиться в поведении собаки.
Вы можете сколько угодно тщательно выполнять все рекомендации специалиста, с педантичной дотошностью выполнять ежедневно все нужные упражнения, но окончательно решится проблема только в том случае, если вы измените к ней свое отношение.
И речь здесь идет не о холодности, не о безразличии, и ни в коем случае не о смирении, а о принятии проблемы с уверенностью в ее неизбежном решении.
Забудьте все мифы о собачьей вредности и доминантности (ведь именно эти мысли вызывают в нас самые яркие эмоции). Ведь именно ваше отношение к поведению собаки играет ключевую роль.
Маленький, несмышленый щенок, который погрыз вашу любимую обувь сделал это не для того, чтобы вам отомстить, и уж точно не из-за стремления к лидерству. Он сделал это, потому что обувь источает любимый и родной запах хозяина, которого сейчас нет рядом. Мусоля и сжимая ваш ботинок, ему становится спокойнее в одиночестве, как будто «мама» рядом. И винить в подобных оплошностях стоит только себя: зачем, зная, что у меня маленький щенок, я остановил обувь в зоне досягаемости?
Поверьте, не предав большого значения утрате обуви или описанной кровати, а работая на то, чтобы щенок всегда чувствовал в вас опору, защиту, наставника и покровителя, подобные проблемы никогда больше не повторяться в будущем.
У меня была знакомая, чей маленький щенок какал на кровать каждый раз, когда она начинала пылесосить квартиру. И, естественно, внушенное представление о непоколебимой вредности собаки, рождало в ее голове мысль о том, что щенок делает это, чтобы отомстить хозяйке за пугающий его пылесос. Вот оно, отношение к проблеме, вот они, наши эмоции. Она, естественно, очень эмоционально наказывала щенка, а судя по его «виноватой» морде, делала вывод, что он извлек урок. Но наступал новый день и очередная уборка в квартире приводила к тем же результатам.
Ее удивлению не было предела, когда я объяснила ей истинные причины поведения щенка. Пылесос, который действительно очень сильно пугал его, заставлял искать спасения в безопасном месте, коей и была кровать. Но очень сильные эмоции отражались на работе кишечника (как и у нас с вами при волнении), и он не успевал добежать до пеленки. Недовольство и злость хозяйки лишь подливали масло в огонь, подрывая доверие и не давая ему найти способ справится со своими эмоциями.
Как только изменилось отношение хозяйки, все проблемы решились как по мановению волшебной палочки – уже через пару недель щенок стал бегать на пеленку, а вскоре и вовсе перестал бояться пылесоса.
Каждый раз, когда у вас возникают проблемы с собакой, особенно, если эти проблемы становятся хроническими, задайте себе вопрос: почему моя собака это делает? (при этом выбросьте из головы такие понятия как «вредность» и «доминантность») Что при этом чувствую я? Чего я боюсь? Подумав об этом, и придя к какому-то выводу, задайте себе следующий вопрос: как я могу помочь своей собаке?
Поверьте, это работает и в большинстве случаев одно только изменение отношения к ситуации на более спокойное, является основой решения проблемы.
С наилучшими пожеланиями, Ушакова Лидия,
зоопсихолог, психолог-консультант, психолог.