Гуманистическая Зоопсихология

Место по методике Сьюзен Гарретт. Психология выбора

Сила этой методики заключается в нескольких вещах. Во-первых мы учим собака обожать свое место, учим ее хотеть там оставаться. Обычно владельцы используют команду «место» в качестве наказания для собаки. Здесь мы учим собаку тому, что когда ты остаешься на место происходят хорошие вещи.

Во-вторых, это обучение контролю эмоций и выдержки, которые так необходимы большинству собак со страхами и повышенной возбудимостью.

В-третьих, этой игрой мы учим собаку пониманию отпускающей команды.

В-четвертых, это упражнение дает нам очень удобный инструмент будущей работы и удобства в быту: когда нам нужно оставить собаку на месте, чтобы она не мешала (приготовление пищи или приход гостей), чтобы продолжить обучение разным упражнениям, когда нужно вначале зафиксировать где-то собаку. 

Этапы обучения:

 

Интерес к месту

Целью первого этапа обучения является формирования интереса к месту и понимания собакой того, что мы хотим, чтобы она на него забегала.

Работа происходит исключительно оперантным методом – подкреплением самостоятельного выбора собаки.

Мы кладем пледик или место на пол и ждем, когда собака его понюхает, а лучше встанет на него. Как только собака этого делает, мы маркируем ее поведение маркером «да» и бросаем лакомство в сторону, давая команду «ищи».

Команда «ищи» необходима для того, чтобы дать собаке разрешение на «подбирание» с пола.

Будьте терпеливы, не подсказывайте собаке, дождитесь ее выбора зайти на коврик. Так она быстрее и лучше поймет, что нужно делать.

 

Собака остается на месте

Когда мы видим, что собака поняла, что нужно забегать на место, чтобы получить лакомство, мы можем приступать к следующему этапу.

Когда собака забегает на место, бросьте несколько лакомств на сам коврик – таким образом, мы поощряем ее за то, что она остается на месте какое-то время.

Затем снова бросьте лакомство с коврика и скомандуйте «ищи».

 

Введение отпускающей команды и проверка ценности места

Следующий шаг заключается в том, что мы вводим отпускающую команду.

Когда собака забегает на коврик, мы снова бросаем несколько лакомств на него, а затем вместо команды «ищи», даем собаке отпускающую команду «гуляй». Если собака не понимает и остается на месте, мы можем ее подбодрить и подсказать, что с места надо сойти. Как только собака отбежала с места, мы ждем и наблюдаем. Если собака тут же возвращается на место – это значит, что мы создали достаточную ценность места (собака уже хочет сама там оставаться) и можно переходить к следующему этапу.

Если собака не возвращается на место, это означает, что Вам нужно вернуться ко второму этапу и поработать с ним еще какое-то время. Не стоит продолжать этап три, так как он является лишь этапом проверки, а не обучением.

 

«Сидеть» на месте

Многие собаки уже на втором этапе будут сидеть на коврике. Обычно это происходит у тех собак, которые хорошо обучены этой команду и они автоматически садятся первым делом, когда занимаются с владельцами.

Но, если этого не произошло, мы уделяем специальное время для того, чтобы научить собаку не стоять, а именно сидеть на своем месте.

Этот этап также проводится исключительно оперантным методом, не стоит давать собаке команду «сидеть». По сути этот метод повторяет второй этап, только с усложнением в виде посадки собаки

Когда собака забегает на коврик, мы подкрепляем ее маркером «да», но не даем вкусняшку и ждем, когда собака сама сядет. Как только это происходит, мы бросаем несколько лакомств на коврик с небольшими паузами для увеличение продолжительности пребывания на коврике, а потом бросаем на пол и командуем «ищи».

 

Появление раздражителей – лакомство на полу

Если собака с радостью бежит на место и с удовольствием там остается какое-то время, мы можем перейти к введению раздражителей, чтобы проверить ценность пребывания на месте.

Когда собака сидит на месте, положите лакомство на пол рядом с ковриком и не говорите ничего. Поскольку команды «ищи» не было, от собаки требуется не брать его. (Для успешного прохождения этого этапы, собака должна освоить предварительно игру «Это твой выбор»).

Если собака остается на месте и не берет лакомство, мы подкрепляем ее маркером «да», даем из рук лакомство с пола.

Тоже самое можно проделать с игрушкой.

 

Появление раздражителей – поводок

Конечно же, у большинства собак, появление поводка в руках у хозяина, вызывает сильное возбуждение. Поэтому этот этап является хорошей проверки сформированного навыка и тренировкой выдержки для собаки.

Когда собака сидит на месте, возьмите в руки поводок, сядьте перед собакой на корточки и пристегните его.

Если собака остается сидеть, остегните поводок, поощрите ее маркером «да» и вкусняшкой.

Если собака вскакивает и срывается, начните играть в «Это твой выбор». Поводок убирается, собака возвращается на место.

Если собака очень сильно возбудилась, есть смысл вернуться и более детально остановиться на предыдущих этапах.

 

Отпускающая команда

Это последний этап тренировки, который комбинирует предыдущие и закрепляет понимание собакой отпускающей команды.

Вы повторяете шестой этап. Пристегиваете поводок к собаке, ждете несколько секунд, после чего даете отпускающую команду.

Помните о том, что отпускающая команда является свободой действий собаки: ей можно делать то, что захочется.

Поэтому, если собака тут же возвращается на коврик, это говорит, что мы создали очень высокую ценность места для собаки и ей самой хочется туда возвращаться, даже если прозвучала отпускающая команда.

 

Введение команды «Место» лучше всего производить тогда, когда навык уже полностью сформирован и собака очень любит оставаться на месте.

Дальнейшая тренировка навыка заключается в изменение среды, в которой происходит тренировка. Сначала мы, конечно, делаем это дома в спокойном месте. Затем постепенно усиливаем сложность засчет увеличения сложности среды: игра с другой собакой, приход гостей, даже улица. 

Прогулка без поводка и подзыв

Несмотря на то, что среди владельцев собак мнения относительно прогулки без поводка расходятся, я считаю, что обучать собаку умению гулять без поводка просто необходимо. Это связано с тем, что собака на поводке и без поводка чувствует себя совершенно по-разному и, чтобы в ситуации опасности при оборванном поводке, собака не растерялась, она должна уметь гулять без поводка и знать команду подзыва (или хотя бы команду «стоять»). 

В представленном видео я хочу продемонстрировать 2 вещи: 

1) Один из самых эффективных, на мой взгляд, способов безопасной прогулки без поводка является – обучение максимальной дистанции от хозяина, на которой собака может двигаться.

Обратите внимание на видео, что собаки держат внимание на хозяине, не разбегаются и оборачиваются, чтобы определить дистанцию движения (за что, конечно же, их хвалят). 

Суть этого способа заключается в том, что Вы определяете примерно ту максимальную дистанцию, на которой Вам было бы комфортно, чтобы собака гуляла и каждый раз, когда собака ее нарушает, Вы просите собаку либо остановиться, либо подойти к Вам (одновременно это и тренировка команды подзыва).
Со временем собака во-первых учится держать внимание на хозяине и, во-вторых, не отходить слишком далеко.

2) Нейтральный сигнал, который я использую для более эффективной реакции на команды, помогает собаке на большой дистанции услышать руководство хозяина и лучше на него реагировать. 
Очень важно помнить о том, что причина подзыва ВСЕГДА должна быть понятна и ясна собаке. 
Ни в коем случае не стоит подзывать собаку много раз, не дав ей понять, зачем это нужно! 

Полезная хитрость: когда Вы начинаете учить собаку гулять без поводка или беспокоитесь – не уверены в том, что собака послушается, Вы можете не снимать полностью поводок (пускай волочится по земле). При необходимости, Вам будет достаточно просто наступить на поводок ногой. 

Методика "Это твой выбор"

Суть этого метода, основана на оперантном научении - собака выучивает, что ее вознаграждают за СОБСТВЕННОЕ поведение, собственный выбор. 

 

Мы ставим собаку в определенные условия и даем собаке возможность пробовать разные варианты поведения, чтобы получить желаемое. 

 

Когда собака пробует разные варианты поведения

• если не приводят к желаемому результату —> перестает в дальнейшем их использовать.
•такой способ обучения дает собаке возможность додуматься САМОЙ, что нужно сделать
•развивает  интеллект
• нагружает морально
•дает возможность лучше запомнить выученный стереотип.

Чем больше собака пробует вариантов, тем лучше:  дает ей возможность убедиться «что работает, а что нет»

 

Если собака сталкивается с естественными следствиями своего выбор (хозяин контролирует не собаку, а среду), собака обучается эффективнее и самое главное – она учится совершать правильный выбор. 

 

 

 

 

Метод «Это твой выбор»  помогает

[*] научить собаку различным, даже очень сложным навыкам достаточно быстро (в отличие от классических методов)
[*] развивает инициативность, мышление и уверенность собаки в себе
[*] собака учится тому, что она сама может додуматься до того, какого поведения вы от нее ждете и начинает пробовать различные варианты поведения

 

Этот метод является основой для тренировки выдержки и освоению такого трудного навыка, как отказ от желаемого (подбирание с земли, воровство со стола).

 

Ключевой принцип этого обучения - "контролировать не собаку, а не среду или ресурс, который она хочет получить". 

 

 

 

 

 

 

Результаты тренировки - игра "Оставь"